Советы родителям будущих первоклассников
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
- Дайте понять ребенку, что завтра его ждет великое событие: будет праздник, цветы, музыка, поздравления.
- Помогите ребенку собраться в школу. Главное, чтобы ничего не было забыто, а то первый день будет испорчен.
- Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Вообще старайтесь не допускать отрицательных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими, типа «У тебя все получится», «Терпение и труд все перетрут» и т.п. Чаще спрашивайте, не «Какую отметку ты получил?», а «Чем ты занимался?». «Что у тебя хорошо получилось?»
- Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой: «Это тебе не детский сад...». Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.
- Помните: «первое сентября не только ответственный момент, но и праздник». К возвращению ребенка из школы накройте стол, пригласите родственников, приготовьте подарок.
- Обязательно подробно расспросите первоклассника, как прошел первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Спросите обо всем этом, даже если знаете все сами из других источников. Это вы делаете не для себя, а для своего ребенка.
- Все недоразумения с учителем, возникшие в первые дни учебы, должны быть тут же выяснены.
- Если первоклассник первый-второй день является домой в слезах, срочно, не откладывая, идите в школу. Такие вещи на самотек пускать нельзя! Чем раньше вы разберетесь в причинах, тем лучше!
- Начало интенсивной умственной деятельности требует полноценного питания. Приготовьте поливитамины, соответствующие возрасту ребенка. Они ему необходимы, несмотря на осеннее «фруктово-овощное» время.
Что такое готовность ребенка к школе?
Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
- Узнавать цифры от 1 до 9;
- Считать от 1 до 10 и обратно;
- Выполнять арифметические действия в пределах 10;
- Узнавать большинство букв;
- Читать слова;
- Писать буквы;
- Другое (что-то ещё).
Проверьте, отметили ли вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.
Очень часто родители будующих первоклассников понимают под готовностью к школьному обучению, только умения ребенка читать, писать, считать - то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья.
-
Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.
-
Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.
-
Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
-
Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Наиболее важной состовляющей готовности к школе — психологическая готовность.
Понятие психологической готовности к школе включает в себя:
- Интеллектуальную;
- Личностную;
- Социальную;
- Эмоционально-волевую готовность.
Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- Способность выполнять требования взрослого;
- Отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- Развитые моральные принципы;
- Адекватная самооценка.
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию